"Имей мужество пользоваться собственным умом!" — так немецкий философ Иммануил Кант (1724-1804) определил суть умонастроений своей эпохи, которую называли веком Просвещения.
На протяжении всего XVIII меняется мировоззрение европейца, идеи французских просветителей овладевают умами людей. В аристократическом обществе Англии и Франции происходит переоценка. Знатность верно уступает место новым первостепенным критериям: успех, талант, богатство. В остальных странах на эмансипацию личности уйдет едва ли не половина следующего столетия…
Факты из жизни европейца:
-на территории основных стран Европы практически покончено с голодом. «Хлебные бунты» в Париже пускай нас не очень смущают: чаще бунтовали из-за отсутствия или дороговизны уже привычного белого хлеба.
-для образованного европейца музыка стала насущной необходимостью. В библиотеках чешских и австрийских замков наравне с книгами теснятся на полках нотные папки: музыкальные новинки читаются здесь с листа, как газеты, – и так же жадно!
-в Западной Европе нечистоты по-прежнему выливаются на улице, будьте осторожны!
Из книги Н. М. Карамзина "Письма русского путешественника "
"... Едва мы вышли на улицу, как мне пришлось зажать нос от смрада: каналы здесь заполнены всякими нечистотами. Почему бы их не почистить? Неужели же нет у берлинцев обоняния? - Д. повел меня через славную Липовую улицу, которая действительно великолепна. Посередине высажено аллеи для пеших, а по бокам - брусчатка. То чище здесь живут, то липы убивают нечистоты в воздухе - только на этой улице не испытывал я никакого неприятного запаха. Дома не такие высокие, как некоторые в Петербурге, но очень красивые. В аллеях, что простираются на тысячу и больше шагов, прогуливается немало людей."
-короткое экономическое и политическое сотрудничество между Англией и Францией, возникшее благодаря сходству взглядов их политических лидеров, подошло к концу в связи с отставкой одного и смертью другого. В отношения между двумя державами вернулась враждебность. Ситуация предвоенная(в марте 1744-го Франция объявит войну Великобритании).
-стиль Рококо. Кудрявые пудреные парики, которые делали людей похожими на пуделей и болонок, прихотливо изогнутая, словно менуэт танцующая мебель, узоры и множащие их зеркала везде и повсюду, – это и есть стиль рококо, он же стиль Людовика Пятнадцатого. Н. Дмитриева назвала его аристократическим мятежом против неприглядной и гнетущей предреволюционной реальности (к слову сказать, даже королевский палач отправлял свои функции в пудреном парике и в туфлях на высоких каблуках). Рококо «в чистом виде» просуществовало во Франции всего сорок лет (около 1730–1767 гг.). Впрочем, французы еще знали меру в украшательстве, их интерьеры в стиле рококо достаточно сдержанны. Зато итальянцы, немцы, испанцы удержу не знали! Росписями, виньетками, золоченой лепкой они покрывали все, что только возможно. Чарам рокайля не поддались только англичане, предпочтя экзотику в псевдоготическом или «восточном» стиле.
-мода вызывающе женственна: мужчины носят серьги и кружева, полы их кафтанов одно время растопырены так, словно кавалеры обзавелись немалыми дамскими бедрами. Быть женщиной в 18 веке – значит, быть героиней грации и терпения. В своих нарядах дамы едва плыли по залу, а зачастую и не могли передвигаться без помощи трости. Вес юбок порой достигал 15–20 кг, и к концу «рабочего дня» ноги многих придворных дам страшно опухали.
-зарождение женской эмансипации. В женщине теперь ценили ее «любезность» и «ум», а вовсе не одну плодовитость. В аристократических семьях дети уже казались докучными, и сразу после рождения ребенка сдавали на руки кормилицам и нянькам, а нередко отсылали куда-нибудь в пригород.
АНГЛИЯ В XVIII ВЕКЕ
-все французское Просвещение в самом существенном есть лишь блестящее развитие и изложение идей британских мыслителей. Вольтер уважительно называл англичан «Народом философов».
-в течение 45 лет (с 1714 г.) Англией управлял не король, а министры из партии вигов, защищающие интересы крупной буржуазии.
-парадокс духовной ситуации в Англии того времени в том, что если религиозность и даже набожность стала уделом средних слоев, то атеизм, деизм и материализм – «привилегией» высшего общества.
ПЕРСИЯ В XVIII ВЕКЕ
Персия изгнала диких афганцев, грабивших ее, но только к 1747 году ей удастся очиститься от всех врагов, восстановить прежние границы и покорить Индию, Бухару И Хиву Надир. Сейчас же от внутренней деспотичной ситуации страдают все, в особенности шииты(приверженцы одного из основных течений ислама), которых побуждают принять суннизм.
РОССИЯ В XVIII ВЕКЕ
Начать стоит с более отдаленных от рамок нашей игры дат, поскольку произошедшее тогда породило определенные стереотипы относительно русского народа.
В 1717 году посольство во главе с Петром I посещает Францию - первую в своем списке стран, пригодных для представления державы. Эта первая встреча успехом не увенчалась. Версаль выслал навстречу им одного из самых элегантных своих придворных маркиза де Майли-Несле. Маркиз нашел русских… естественно, в кабаке, храпящих и заблеванных. Языком ворочал лишь Петр.
Бог знает по какой причине так произошло, только Петр капризничал и ломал по пути все тонкие условности французского протокола. Отказался от королевских апартаментов в Лувре, пренебрег спальней особняка и велел поставить свою походную кровать в гардеробной. Туда же привел кучу девок и устраивал такие оргии, что Версаль повергался в ужас. Одни находили Петра оригинальным, другие – грубым животным. В целом, отношения Франции и России оставались натянутыми до конца XIX века.
Следующего визита удостоился Берлин. К этому здесь готовились, как к стихийному бедствию. Прусская королева София Доротея (дочь английского короля Георга Первого) велела вывезти из дворца, в котором должны были поселить русских, все ценные бьющиеся предметы и мебель. Впрочем, это не помогло: после отъезда гостей она с горечью заявила, что теперь все здесь нужно построить заново. В Берлине к Петру присоединилась его жена Екатерина. Как пишет одна принцесса, свита царицы состояла из четырехсот немецких пригожих прачек, каждая из которых имела на руках по ребенку от государя.На свою голову прусский король решил удивить Петра своими коллекциями. Царя весьма впечатлила античная статуя сильно эрегированного сатира, и он велел Екатерине при всех сделать вид, будто она совокупляется с истуканом. Царица заартачилась, было, но муж посулил отрубить ей за ослушанье голову, и порфироносная жена покорилась. Потом Петр с непосредственностью ребенка попросил короля подарить ему эту статую. Заинтересованный в союзе с Россией Фридрих-Вильгельм Первый подчинился. Затем царю приглянулась и Янтарная комната. Его прусское величество вынужден был расстаться и с этой реликвией.
Все это заложило в европейских головах представление о русских как о варварах. При этом антагонизм между русскими и европейцами с годами – с веками! – не ослабел.
Источники и полезные ссылки:
Основные события 1743 года
Европа в XVIII веке
Англия в XVIII веке
Всемирная история